«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 16, 10–14).
Богословское учение, которое мы находим в этой притче, касается жизни во Христе, поэтому отцы постановили читать этот евангельский отрывок перед Великим постом.
Притча эта связана с одной серьезной проблемой человека – проблемой его связи с Богом. Вообще, чтобы установить отношения с кем-нибудь, надо быть на него похожим.
Если же мы с ним окажемся непохожими друг на друга, связь не наладится. Поэтому древние и говорили, что если имеется подобие, то есть и любовь, есть общение.
Вы скажете: «А как же любовь к врагам?» Да. Бывают два вида любви: одна радует сердце и утешает, а другая – это любовь крестная. Надеюсь, мы эту вторую оказываем всем людям. Первую, однако, всем мы оказывать не можем. То есть бывает любовь, делающая нас счастливыми, и бывает любовь, которая создает нам трудности, – святой Максим Исповедник где-то говорит об этом. Мы терзаемся, но любим, любим, но терзаемся.
Богословское учение, которое мы находим в этой притче, касается жизни во Христе, поэтому отцы постановили читать этот евангельский отрывок перед Великим постом.
Притча эта связана с одной серьезной проблемой человека – проблемой его связи с Богом. Вообще, чтобы установить отношения с кем-нибудь, надо быть на него похожим.
Если же мы с ним окажемся непохожими друг на друга, связь не наладится. Поэтому древние и говорили, что если имеется подобие, то есть и любовь, есть общение.
Вы скажете: «А как же любовь к врагам?» Да. Бывают два вида любви: одна радует сердце и утешает, а другая – это любовь крестная. Надеюсь, мы эту вторую оказываем всем людям. Первую, однако, всем мы оказывать не можем. То есть бывает любовь, делающая нас счастливыми, и бывает любовь, которая создает нам трудности, – святой Максим Исповедник где-то говорит об этом. Мы терзаемся, но любим, любим, но терзаемся.