cyplive (cyplive) wrote,
cyplive
cyplive

Category:

Дело, которое не имеет конца на земле

Говоря о молитве, святые отцы регулярно напоминают, что основой правильной молитвы является смирение, которое выражается во внутреннем покаянном чувстве, или, проще говоря, в покаянии. «Покайтеся и веруйте в Евангелие! Покайтеся: приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4:17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия»¹.
Вслед за Христовым благовестием общая святоотеческая традиция видит в покаянии основу для всякого аскетического делания, будь то молитва, пост, бдение или другой подвиг. Только чувство покаяния способно удерживать в человеке необходимое для спасения смиренное расположения духа, без чего всякая добродетель теряет цену. Несмотря на то, что покаяние имеет много определений, обыкновенно оно выражается внутренним сожалением о соделанных грехах. Прп. Иоанн Синайский говорит так: «Покаяние есть помысл самоосуждения»², а прп. Исаак Сирин писал, что покаяние – «сердце сокрушенное и смиренное»³. Суть покаяния заключается в том, что оно «противоположно самодовольству, духовному “мещанству” всякого фарисея – всякого “праведника”, полагающего себя в “благодатном” состоянии потому, что он сам не знает себя… Душа, не движимая покаянием, чужда благодати: это – остановка на пути к восхождению, “нечувствие” окаменелого сердца, признак духовной смерти»⁴.
Tags: Православие, Религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments