
Как Псалтирь вошла в состав богослужения?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к ветхозаветному храмовому богослужению. Несмотря на то, что в его основе было жертвоприношение, далеко не последние позиции занимали музыкальная и певческая составляющие. Пение, кстати, считалось особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме мы видим слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя…» Изначально пророк Моисей постановил сопровождать музыкой только приношение праздничных и особенно торжественных жертв, но со временем музыка стала составляющей утренней и вечерней жертвы. Постепенно сложился особый чин богослужебного пения и музыки. Представим: у жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника c трубами. Как только жертвенное животное было положено на дрова, хор начинал пение псалма под аккомпанемент. При ежедневном жертвоприношении на каждый день был свой псалом: в субботу – 91-й, в воскресенье – 23-й, понедельник – 47-й, вторник – 81-й, среду – 93-й, четверг – 80-й, пятницу – 92-й. Выбор их не случаен, за этим стоит богословие дней недели.