cyplive (cyplive) wrote,
cyplive
cyplive

Великий покаянный канон: читаем и понимаем

Иисус Христос начинает Свою проповедь актуальными на все времена словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). А как каяться? – спросим мы. Какой есть эталон покаяния? Еще царь Давид «во-образил», то есть, поставил нам как бы памятник навечно – образ покаяния в своем псалме. Так и святой Андрей Критский «во-образил» нам на века канон покаянный, т.е. образец для покаянного делания. Но в каноне есть много слов, которые не всегда сразу понятны. И об этих словах – «заметки на полях».

Песнь 1

2. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Русское слово бессловесный как «лишенный дара речи» не имеет значения, предлагаемого в церковнославянских словарях: бессмыслие, неразумие, неведение, незнание Бога, непричастность к христианству, отсутствие духовного разумения, понимания; безсловeсный – глупый, свойственный бессловесным (животным). Это слово соответствует греческому слову ἀλογία, поэтому употребляется в значении «безрассудность, безумие, отсутствие духовного смысла». Вот как представлен фрагмент этого тропаря в словаре церковнославянских паронимов: «и впредь отойди от былого безумия, душа».
Tags: Православие, Религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments