?

Log in

No account? Create an account

CypLIVE.com

ВСЕ о КИПРЕ


Previous Entry Share Next Entry
CypLIVE
cyplive

«От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповедн

Вопрос о взглядах прп. Максима на грех, как явление духовной жизни, акт грехопадения, его последствия ― словом всего того, что в православном богословии объединяется понятием амартологии, привлекает внимание по нескольким причинам. Во-первых, это, желание составить полное и цельное понимание данной проблемы. Грехопадение, как трагедия, происшедшая на границе двух миров, или даже создавшее разделение этих миров, один из которых, тот, в котором мы живём и поныне, не может не привлекать к себе внимание желающего разобраться в себе и в мире его окружающем.

Переходя к рассмотрению вопроса о грехопадении и его последствиях, отразившихся в человеческой природе и в природе всего мира, хочется заранее оговориться, что раздельно изложить эти два вопроса ― грехопадение и его последствия, избегая повторений, довольно трудно. Так как прп. Максим, по замечанию его крупнейшего исследователя С. Л. Епифановича, будучи глубоким богословом «...воззрений своих не предложил в систематическом виде, так что о системе его можно говорить только в смысле внутренней стройности его воззрений. Органическая цельность мировоззрения прп. Максима, несомненно, чувствуется на каждом шагу, в каждом его слове, но все же воззрения его как-то случайно и причудливо, иногда в совершенно отрывочной форме ("главы"), разбросаны по его многочисленным сочинениям. Прп. Максим не любит рисовать полную картину; он дает только отрывки своих воззрений. Эта отрывочность, недоговоренность немало затрудняет понимание прп. Отца»[1].