Рассмотрим 45-ю главу сочинения святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в которой говорится об осуждении ближнего.
Осуждение – очень приятное для нас занятие. Однако нужно со вниманием отнестись к этой проблеме, потому что осуждение – это проявление нашего эгоизма. Если мы беспощадно и строго судим наших братьев, значит, мы преисполнены эгоизма, и нам необходимо провести серьезную духовную работу. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). В Священном Писании много раз говорится об осуждении, а также и святые отцы всегда предостерегали об опасности осуждения.
Вот что говорит святой Никодим Святогорец об осуждении: «От самолюбия и самомнения порождается в нас другое некое зло, причиняющее нам вред, а именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что не ставим, презираем и унижаем его при случае. Этот злой навык, происходя от гордости, ею питается и взращивается, ибо гордыня после всякого осуждения увеличивается, по причине сопутствующего сему действию самоуслаждения».
Осуждение – очень приятное для нас занятие. Однако нужно со вниманием отнестись к этой проблеме, потому что осуждение – это проявление нашего эгоизма. Если мы беспощадно и строго судим наших братьев, значит, мы преисполнены эгоизма, и нам необходимо провести серьезную духовную работу. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). В Священном Писании много раз говорится об осуждении, а также и святые отцы всегда предостерегали об опасности осуждения.
Вот что говорит святой Никодим Святогорец об осуждении: «От самолюбия и самомнения порождается в нас другое некое зло, причиняющее нам вред, а именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что не ставим, презираем и унижаем его при случае. Этот злой навык, происходя от гордости, ею питается и взращивается, ибо гордыня после всякого осуждения увеличивается, по причине сопутствующего сему действию самоуслаждения».